Тендеры, закупки в Казахстане - интересная информация на 2020 год

28.03.2024 «Не существует никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков». Это цитата бывшего премьера Великобритании Маргарет Тэтчер. А значит каждый плательщик имеет абсолютное и неоспоримое право интересоваться, эффективно власть тратит его деньги и не злоупотребляет при этом. Для того, чтобы отследить закупки, не обязательно быть журналистом-расследователем. Благодаря порталу публичных закупок в Казахстане каждый может узнать подробности тендера, что почем и у кого покупают государственные и коммунальные учреждения. Наши журналисты объясняют, как это сделать.


Зачем интересоваться публичными закупками?

Иногда деньги налогоплательщиков тратят неэффективно. Может быть, что товары или услуги власть купила по завышенным ценам. Или безосновательно отклонил выгодное предложение. Или необходимость самого товара или услуги слишком сомнительна.

Может случиться и так, что заказчик и поставщик сговорились, чтобы «распилить» между собой деньги, которые можно было бы потратить на решение проблем общества. Когда закупки были закрытыми, чиновники пользовались возможностью заработать на налогоплательщикам. С появлением сайта закупок сделать это стало намного труднее. Ведь теперь каждый может отследить, что и за какие деньги закупают государственные органы и местное самоуправление.

Как это работает?

Для примера возьмем скандальную историю с реконструкцией автобусных остановок. На портале публичных закупок доступна вся информация о дате заключения договора (доступен и сам договор), стоимость реконструкции и исполнителя работ и прочее.

Заходим на сайт и набираем в поиске, например, «реконструкция автобусной остановки». Портал мгновенно выдает все результаты по этому запросу.

Хотите знать детали закупки? Тогда кликайте на любой из девяти результатов и получите максимум информации.

Стоимость реконструкции автобусных остановок завысили более чем вдвое. Почему так произошло?


Как узнать, честным ли был тендер?

Сайт позволяет отследить весь процесс закупки - от объявления тендера до заключения договора о поставке товаров или предоставления услуг. И, конечно же, сколько было участников торгов, кто какую стоимость предложил и какая компания или предприниматель в итоге стал победителем.

Какие еще есть ресурсы для мониторинга?

Инструментов для мониторинга потенциально недобросовестных закупок немало. Их объединили на портале Тендербот, который эффективно работает много лет. Мониторингу целом привлечены более 20 общественных организаций.

Источники пассивного дохода. Как получить пассивный заработок Источники пассивного дохода. Как получить пассивный заработок
Банковские кредиты в Украине 2020: наконец сразу увидим полную стоимость Банковские кредиты в Украине 2020: наконец сразу увидим полную стоимость
Новый уровень свободы от ПриватБанка: теперь деньги можно переводить из любых карт VISA Новый уровень свободы от ПриватБанка: теперь деньги можно переводить из любых карт VISA

Строительные тендеры всегда вызывали много вопросов относительно прозрачности, ведь заказчики, которые были заинтересованы в победе «правильной» компании, применяли различные методы отсеивания нежелательных. Система «тендеров Казахстана» должна положить конец дискриминации участников и сделать проведение публичных закупок максимально прозрачным с четкими правилами, одинаковыми для всех, кто участвует. Но это в теории, на практике же эксперты отмечают, что система имеет определенные недостатки, по которым время процесс проведения закупки доводится до абсурда

Наш сайт попытался разобраться, почему публичные закупки в строительстве вызывают столько вопросов и в чем эксперты видят решение проблем.

Цифры и проблемы

Согласно отчету за 2019 в общем количестве тендеров от госзаказчиков - 1100000, наибольшая доля приходится именно на строительные работы - 146 тыс. Тендеров.

Кроме того, строительные работы и текущий ремонт продемонстрировали наибольшую сумму разницы в абсолютном выражении, которая составила 7.600.000.000 тенге (согласно отчету по публичным закупкам Минэкономики по 2018). Самыми дорогими договорам, заключенным с иностранными участниками, также стали договоры на строительные работы и текущий ремонт - 70 млрд тенге. Поэтому строительство занимает почетное место в системе публичных закупок, поэтому к нему приковано столько внимания.

Среди основных проблем были обозначены:

- завышенные квалификационные требования;
- предварительный сговор между компаниями;
- получение информации о тендере компаниями-лидерами до начала;
- участие государственных предприятий;
- участие фиктивных предприятий;
- чрезмерная ценовая конкуренция.

Ассоциация специалистов землеустройства провела собственное независимое опрос по публичных закупок услуг по землеустройству - смежной со строительством отрасли. Среди основных причин нечестной конкуренции в действующей процедуре осуществления государственных закупок участники опроса выделили:

- предварительный сговор между участниками - 19%;
- чрезмерная ценовая конкуренция - 18%;
- участие фиктивных предприятий - 16%;
- участие компаний, связанных с распорядителем средств - 14%;
- завышенные квалификационные условия - 13%;
- длительная процедура обжалования - 6%.

Человеческий фактор

Если смотреть на все эти проблемы в общем смысле, то можно заметить одну важную особенность, которая объединяет все эти нюансы, а именно - человеческий фактор. Хотя система закупок призвана максимально исключить влияние субъективных факторов на процесс, к сожалению, достичь этого крайне трудно.

«Основной недостаток в системе государственных закупок - человеческий фактор. Новые электронные сервисы имеют достаточно низкую способность противостоять коррупционным манипуляциям, хотя имеют существенную экономию бюджета. Не секрет, что весь фокус в предыдущей квалификации, прописывается под конкретного поставщика и в техническом задании, что делается специально непонятным для машин. Поэтому отследить в автоматическом режиме коррупцию - сложно. А еще сложнее наказать тех, кто манипулирует.
Даже когда есть неопровержимые доказательства фиктивного тендера, чаще всего не начнется даже расследование, не то что судебный процесс. Этот самый человеческий фактор создает бессмысленные по своей сути закупки - простая оптимизация процессов или переход на новые технологии может убрать сотни позиций в гостендер. Но если есть возможность тратить деньги и не думать, то почему бы нет? - такова позиция чаще всего встречается в государственных органах. Поэтому только полное оцифровки процесса и неотвратимость наказания даже за попытку манипуляций - вот мой рецепт эффективных закупок ».

Условно под человеческий фактор подпадают все указанные проблемы, рассмотрим их подробнее.

Намеренно завышеные требования

Завышенные требования касаются не только квалификации, но и другие аспекты, такие как например, сертификаты на материалы, различные справки на технику и прочее.

«Во время проведения процедур закупок обычно участники сталкиваются с тем, что заказчики при проведении закупки уже хотят видеть конкретного участника победителем торгов и соответственно под него прописывают условия, которые являются дискриминационными по отношению к другим участникам. Например, в тендерной документации указывают условие о наличии опыта выполнения аналогичных договоров в конкретных годах или конкретных видов работ. В частности, во время проведения закупки на строительства школы требуют опыт именно по строительству школы, но нет разницы дом строить - или школу, или детский сад, или университет».

«Заказчик намеренно ставит завышенные требования, которые не может выполнить ни одна компания - сертификаты, обучение персонала. В итоге побеждает та компания, которая больше нравится заказчику, а дальше уже участники по желанию могут подавать обжалование в Антимонопольный комитет и др. За последние два-три года мы объекты, которые вообще не состоялись, - прокомментировал проблему на совещании первый заместитель Председателя Ассоциации «Региональное строительство» Игорь Белецки . - Эти завышенные требования отсекают людей, которые работают в реальном секторе экономики. А выигрывают так называемые тролли, которые состоят из 10 юристов и ни строителя ».

Решить эту проблему должна стандартизация квалификационных требований и нормирования их установки.

Еще один выход видится в предыдущем анализе. «Мы предлагаем дать возможность распорядителю средств выдвигать дополнительные квалификационные условия к исполнителю, но перед тем необходимо провести анализ, чтобы не оказалось так, что этим требованиям отвечает одна-две компании. Как минимум 5 компаний должны отвечать этим условиям », - отметил на совещании проектный менеджер Офиса реформ Кабинета Министров Украины Андрей Мартын .

«По-моему, идеальная модель публичных закупок - это не заоблачные требования в тендерной документации к участникам, а адекватная реакция заказчиков на замечания участников во время проведения процедуры закупки (ведь заказчик проводит процедуру закупки, например, один раз и не может быть таким экспертом в строительстве, как участник, занимается строительством в течение последних 10 лет) ».

Некорректные условия и изменения


Иногда участники сталкиваются с проблемами еще на этапе поиска заказ, ведь один и тот же вид работы в различных заказчиков может иметь разное название. «Обязательно должна быть составлена кодификация всех товаров, услуг, работ и утверждена единая название для каждого пункта для любого предприятия».

«Довольно часто во время проведения закупки на строительство заказчики или в связи с незнанием или в связи с необходимостью протягивания конкретного участника в тендерной документации не указывают перечень и количество необходимых материалов, которые должны использоваться при выполнении работ по строительству. Отсутствие данной информации в тендерной документации обязывает участника обращаться к заказчику за разъяснениями. Однако даже если участник обращается за разъяснением нет уверенности, что заказчиком будут внесены изменения в тендерной документации.
К этой проблеме добавляются еще случаи, когда заказчик вносит изменения, когда всплыли сроки, отведенные на уточнение.

Демпинг

Проблема демпинга актуальна не только в области строительства, пока не существует действенных механизмов, которые могли бы ее решить.

«Система построена таким образом, чтобы заказчик закупил работу за самую низкую цену. Нечестные на руку участники пользуются этим и снижают цены, что в свою очередь отражается на качестве выполненной работы, на работниках участника и на уплате налогов. Поскольку, указав демпинговую цену и став победителем закупки, участник экономит на материалах, которые используются при выполнении работ, привлекает неквалифицированных рабочих, которые стоят меньше и соответственно выполняют работу не так качественно и не платит все налоги, предусмотренные законодательством, отражается на экономике государства ».

«В период инфляции и нестабильного курса потребность в увеличении цены договора возникает, например, в случае повышения стоимости горюче-смазочных материалов, импортных строительных материалов, энергозатрат и прочего, что отражается на сметной стоимости работ. В таких случаях всегда возникает вопрос доходности для подрядной организации, и, как следствие - расторжение договора или некачественное выполнение работ ».

С ценообразованием связана еще одна проблема. Для участия в закупках компания составляет смету, но после аукциона цена снижается, и победитель должен составить еще один так же правильный смету, но на меньшую сумму, что не всегда возможно.

«Мы очень хотели бы, чтобы существовала такая практика, что если победитель выиграл тендер, он гарантирует качество, объемы и сроки выполнения работ, то при таких гарантиях ни заказчик, ни проверяющие лица не имеют права вмешиваться и требовать от победителя обновленного сметы по результатам аукциона . На сегодняшний день мы только с некоторыми заказчиками договорились, что работаем по таким правилам, то есть в договоре отмечаем стоимость по результатам победы в аукционе, а смета предоставляем с учетом коэффициента снижения по результатам аукциона. автор (author): ARTROSTRA

(597 оценок, средняя 4,7 из 5)
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:


Тендеры, закупки в Казахстане - интересная информация на 2020 год