8 правил спора: как доказать свое мнение и не поссориться

21.05.2019 Как усиливать аргументы и почему не стоит переходить на личности

Цель дружественной или публичной дискуссии или спора на работе - доказать свою точку зрения. По мнению экспертов, мы не всегда используем для этого методы и часто допускаем ошибки. По просьбе TB-Арина.ру вице-президент Федерации дебатов Арье Мора рассказывает о самых распространенных ошибках во время споров и объясняет, как правильно аргументировать свою точку зрения, почему статистика не говорит сама за себя, а фразы «у меня больше опыта», «я знаю лучше» или переход на личности - это манипуляции, которые только ухудшают шансы доказать свое.

Правило 1: Приводить доведенные аргументы

Аргументация - это процесс доведения определенного утверждения. В обычной жизни мы часто используем упрощенные модели аргументации, например, приводим только тезисы, ничем не подкрепленные. Так происходит потому, что в бытовых ситуациях от нас якобы больше и не требуется.
Но если ваш оппонент настроен подвергнуть вашу позицию сомнению, будет мало сказать «я так считаю, потому что вот так». Нужно делать аргументы доказанными - приводить больше логических причинно-следственных связей. Самый простой способ это сделать - задать себе простой вопрос «почему то, что я говорю, является правдой?».

Например, вы утверждаете, что нужно решать проблему глобального потепления. Почему? Кто-то может сказать: «Климат ужасный, мне нечем дышать. Посмотри, что происходит вокруг»/ Но это не аргумент.

Стоит добавить больше логических цепочек к аргументации. Например: «За последние несколько десятков лет состояние климата значительно ухудшилось соразмерно с развитием технологий и увеличением количества автомобилей. Это означает, что человек существенно влияет на климат. Так же, как мы можем его ухудшать, мы можем повлиять на ситуацию положительно ». Это не идеально доказано и объяснен аргумент, однако он точно лучше подчеркивает мысль, чем одна только начальная тезис.

Наличие логической цепочки и доказанных аргументов увеличивает понимание оппонентом, чем то, что вы говорите, является правдой. Увеличить уровень доказанности аргумента можно, как минимум ставя себе несколько раз вопрос «почему» приведенной тезиса.


Правило 2: Статистика и примеры не говорят сами за себя

Может показаться, что очевидным вариантом доказательства аргументов будет статистика. Но ни статистика, ни примеры еще не говорят сами за себя, когда мы приводим их в споре. Их всегда надо объяснять. А пример - это не сам аргумент, а лишь его иллюстрация. Без объяснения логики, стоит примеру, последний становится лишь единичным случаем, который необязательно убедит оппонента в правильности вашего мнения.

Примеры и статистика должны быть частью логических цепочек и объяснений.

Правило 3: Реагировать на аргументы оппонента

В споре важно не просто доказывать свою точку зрения, но и реагировать на то, что говорит собеседник. Поэтому в любых дискуссиях и дебатах есть две составляющие: аргументация и контраргументация - это реакция на то, что сказал оппонент, и взаимодействие с ним. Если в споре такой реакции нет, тогда это просто два параллельных потока мыслей, которые не пересекаются.

Когда каждый говорит только о себе и не реагирует на комментарии оппонента, это лишь в обоих усиливает ощущение, что только одна мысль правильная, мол, «со мной не согласны, но и не отрицают» . К тому же такой формат спора создает отрицательный эмоциональный фон, потому что у каждого человека появляется ощущение, что его не слышат и не ценят. Если вы реагируете на аргументы оппонента, вы получаете как можно больше возможностей убедить его конструктивными методами.

Правило 4: Сравнивать аргументы

Часто во время спора люди сосредотачиваются на том, почему их мнение правильное, а мнение оппонента - нет. Мое хорошо, твое плохо. Такая тактика не даст результата. Эффективнее будет сравнивать две точки зрения по конкретным критериям, описывая их слабые и сильные стороны.

Предположим, ваш руководитель считает, что проект нужно выполнять одним способом, а вы считаете, что другой подход будет намного эффективнее.

В этой ситуации вы изначально не на равных, ведь вы зависите от начальника, к тому же он имеет больше опыта. Это означает, что он может меньше доверять вам и больше - себе. Воспринимать ваши аргументы через эту призму. У вас меньше авторитета, поэтому вам надо показать, что ваша точка зрения имеет достаточно оснований, чтобы быть принятой.

Кроме наведения логических подтверждений и рациональных объяснений стоит сравнивать ваши аргументы с аргументами руководителя по одним и тем же критериям, описать сильные и слабые стороны обоих подходов. Например, все согласятся, что у вас общая цель - принести компании прибыль. Поэтому стоит объяснять, почему ваш подход более эффективен, исходя из критерия рентабельности. То есть нужно доказать, что вы не просто хотите делать иначе, потому что это выгодно вам, а убедить, что это будет выгодно вашему начальнику тоже. Человек должен понимать, что точка зрения, которую вы отстаиваете, - также в его интересах.

Правило 5: Признавать свою ошибку

Когда люди спорят, им кажется, что они горой стоят на своем. На самом деле это абсурд, ведь в большинстве случаев хотя бы какие-то тезисы и суждения другого человека будут истинными и важными. Нет смысла отрицать все, что говорит оппонент. Конечно, не стоит и соглашаться со всем, но надо находить те вещи, с которыми вы согласны, и использовать это в свою пользу.

Правило 6: не обесценивать приоритеты и ценности другого человека

В споре нужно искать общую плоскость с оппонентом, даже если ценности оппонента важны для вас. Выигрывать надо не только на своем поле, но и на поле оппонента.
То есть стоит показать, что ваша точка зрения правильная даже в пределах его ценностей. Не надо нивелировать все, что говорит оппонент. Доказывая свое, важно показывать, что другой человек и его мнение является важным и ценным в этом споре, вы слышите, что он говорит, и с чем согласны. Но кроме этого предлагаете свое видение, на котором хотите подчеркнуть.

В отдельных ситуациях важно показать, что ваши ценности преобладают над ценностями оппонента. Но не стоит прямо это проговаривать - так вы просто обидите человека и не добьетесь своего. В такой ситуации надо искать общий фундамент, показывать, что ценности другого человека для вас важны, но в конкретной ситуации преобладают ваши.

Например, студент хочет переехать учиться в другую страну или работать в другом город, а его родители против этого, ведь волнуются из-за потенциально опасных ситуаций. В этом случае у них разные ценности и приоритеты: у студента - желание самореализации и новых возможностей, а у родителей - безопасность, ощущение связи с ребенком.

Не стоит говорить родителям, что их переживания - просто глупости, потому что это обесценивание их мнению и ценностей. Зато студенту стоит отметить, почему его развитие и самореализация - в интересах родителей также и объяснить, как он будет справляться с потенциально опасными ситуациями.

Большинство ссор происходят потому, что мы не слышим друг друга и ведем в параллельную дискуссию, где одна сторона говорит, почему что-то хорошее в силу определенных причин, а вторая сторона - почему это плохо по другим причинам. Так мы не спорим, а просто обмениваемся несопоставимыми мыслями. В конце концов, мы не слышим и не понимаем друг друга.

Правило 7: не манипулировать и останавливать манипуляции

Доказывать свою точку зрения можно, используя конструктивные методы или манипулятивные техники. Последние могут быть очень эффективными. Люди пользуются ими и изучают их, чтобы целенаправленно использовать.

Доказать что-то можно не с помощью логических аргументов, а также с помощью того, как вы это говорите, хотя сами по себе навыки ораторского мастерства не является манипуляцией. Однако если человек не разбирается в манипулятивных техниках, у нее гораздо меньше контроля в споре. Поэтому надо помнить, что, вовлекаясь в манипуляцию, вы рискуете в ней проиграть, поэтому лучше оставаться на позициях конструктива.

Если во время спора оппонент начинает переходить на личности, стоит попросить его не делать этого и продолжать говорить по существу. Если не удается вернуть оппонента в конструктивное русло, справедливо будет прервать коммуникацию. При переходе на личности эффективное решение найти не удастся.

В бытовом общении люди часто манипулируют, апеллируя к тем характеристик, в пределах которых у них есть преимущество: «я главный», «я старше», «у меня больше опыта», «у меня есть диплом». Ничего из этого прямо не доказывает правильность точки зрения, а лишь намекает на авторитетность. Но даже авторитетные люди ошибаются. Если с помощью логических аргументов объяснить, в чем именно человек ошибается, манипулятивная техника перестает работать.

Правило 8: То, что очевидно для вас, не всегда очевидно для вашего оппонента

У каждого из нас есть представления, которые являются для нас очевидными. Например, вы с другом обсуждаете, за кого надо голосовать на выборах. Вы лучше других разбираетесь в праве, потому имеете представление о том, по каким критериям должно происходить выбор главы государства.
Но эти понятия не являются очевидными для вашего друга: он может просто не иметь таких знаний через свой жизненный опыт или деятельность. Это означает, что вам надо потратить немного больше времени и усилий для доказательства своей точки зрения, объясняя очевидные для вас вещи, чтобы они стали доступными для вашего друга. Вы говорите «нельзя голосовать за красивые обещания», так понимаете, что президент просто не может этого сделать. А выбор кандидата должен быть ответственным, потому что он влияет на то, что будет происходить в стране в ближайшие пять лет. То есть в этом споре вы будете не просто доказывать,

Если вы не предоставляете дополнительных объяснений, потому что считаете, что все и так понятно, а ваш оппонент так не думает, он просто не доверять вашим словам. Поэтому пока вы не сойдетесь на общих представлениях, вряд ли вы будете воспринимать все то, что говорите друг другу.

Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:



8 правил спора: как доказать свое мнение и не поссориться
(105 оценок, средняя 4,3 из 5)
  • Блог
  • 105
  • 18.04 19
  • 8 правил спора: как доказать свое мнение и не поссориться
Почему учителя не могут заинтересовывать детей предметом? Почему учителя не могут заинтересовывать детей предметом?
Ответственность превыше всего: Как сегодня живут мужчины в Китае Ответственность превыше всего: Как сегодня живут мужчины в Китае
Суд царя Соломона: С кем жить ребенку после развода? Суд царя Соломона: С кем жить ребенку после развода?

Автор: Арина Титова

Арина Титова психолог
E-mail ~ Об авторе