Насколько вредным может оказаться новый закон о противодействии буллингу

29.03.2024 Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект No8584 о противодействии буллингу. Очевидно, замечания Главного научно-экспертного управления были учтены полностью, и насколько потенциально полезный закон может стать потенциально вредным, мы можем только догадываться.

Буллинг - это системное насилие

Напомним, рекомендации, высказанные экспертами в сентябре: «Прежде всего, вызывает замечания предложенное определение термина «буллинг», как «моральное или физическое насилие, агрессия, в любой форме, или любые другие действия, совершенные с целью вызвать страх, тревогу, подчинить человека своим интересам, имеющих признаки сознательного жестокого обращения ».

Буллинг - это сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой длительный процесс сознательного жестокого обращения (физического и психического) со стороны ребенка или группы детей в другую ребенка или других детей.

То есть это - систематическое насилие. Особым признаком буллинга является долгосрочное «отторжение» ребенка его социальным окружением. Различают эмоциональный, физический, экономический, сексуальный и кибербуллинг, предусматривающий травля через социальные сети. Цель травли, в первую очередь, - самоутверждение агрессора через слабую духом ребенка, желание заслужить себе общий авторитет, а не подчинение одного лица другому, как следует из определения украинских законодателей.

Сайт Shutterstock заблокировали в РФ за фото флажка в собачьих фекалиях Сайт Shutterstock заблокировали в РФ за фото флажка в собачьих фекалиях
Ради детей: Почему не стоит оставаться в браке, если отношения испорчены Ради детей: Почему не стоит оставаться в браке, если отношения испорчены
Суд царя Соломона: С кем жить ребенку после развода? Суд царя Соломона: С кем жить ребенку после развода?

Исходя из изложенного, можно утверждать, что предложенное в законопроекте определение термина «буллинг» нуждается в доработке, поскольку не отражает всей полноты сущности этого явления и может привести к неправильной оценке ситуации.

Исследование агрессивного поведения у детей всегда было, есть и будет одной из самых актуальных тем. Психологи, социальные эксперты, педагоги, родители так или иначе обязательно столкнутся с проявлением агрессивного поведения у детей. И у каждого из них (взрослых, я имею в виду) - будет своя реакция. И, конечно, только самых обсуждений агрессивного поведения недостаточно. Одним из подтверждений тому является активная позиция социума, в частности принят закон о противодействии буллинг в школах. Что такое буллинг?

Буллинг - это тоже об агрессии и ... страх. Агрессия - это реакция на опасность: нападение, бегство или «притворство мертвым», так называемая «заморозка» (действий, чувств, эмоций) - отстранение от контакта с проблемой. Но буллинг - это не импульсивный проявление агрессивного поведения.

Буллинг - это систематическая агрессия, где целью нападающего является подчинение и контроль жертвы, ее запугивания, для того чтобы получить определенные (сознательные \ бессознательные) внутренние выгоды. Кстати, возможно, я вас удивлю, но были те могут не только дети детей, но и взрослые детей и дети взрослых. Поэтому нам важно знать критерии буллинг и кому он может совершаться. Конечно, к «идеальному картинки мира», где взрослые понимают, что такое агрессия, такое нарушение границ (физических, психологических, сексуальных) нам еще далеко, но тенденция верна. Мы уже говорим об этом вслух и принимаем законы, способные повлиять на агрессора и привлечь к ответственности. И все было бы достаточно хорошо, но есть несколько весомых «но».

Начну с того, что же, как специалист, регулярно приобщаюсь к круглых столов, различных инициатив, где поднимается вопрос буллинг. В этих процессах всегда есть две стороны - те, кто готов противодействовать детской агрессии - работать с педагогами, проводить активную работу среди учебных заведений и родителей. И есть те, кто говорит - а у нас буллинг нет ... мы его преодолели! И самое печальное, что так заявляют представители образования и полиции. Объяснить такую позицию, скорее всего, можно стремлением показать «чистые» отчеты для высших инстанций и контролирующих органов. Поэтому, возвращаясь к вопросу защиты детей от буллинг и ответственности за агрессивные действия, нам, взрослым, и детям важно четко определять, что может быть буллинг, а что нет. Что является совершением насилия, а что нет.

Агрессия и буллинг

Имею смелость предположить, что буллинг как процесс появился достаточно давно. Но, к сожалению, этому никто не придавал значения и внимания как сейчас. Ощущение контроля и власти - это основное стремление Буллера. Поэтому нам важно знать, что каждое проявление агрессивного поведения является буллинг. И возникает риск - попасть в ловушку позиции так называемого «карающего» и называть все проявления агрессии буллинг. Как следствие, брать под контроль ситуацию, угрожая и наказывая детей / родителей / учителей - штрафными санкциями. В результате мы возвращаемся к той же формы контроля, господства и влияния, которой так стремится буллер. Замкнутый круг ... Что же делать?

Первоначально нужно понимать что есть буллинг, а им не является. Далее следует знать, что агрессия - это такая же эмоция как и все остальные. Контролировать агрессию очень трудно, особенно детям, у которых зоны головного мозга, отвечающие за контроль, является недоразвитыми и недозрившимы. Импульсивная и ситуативная поведение может случаться. Поэтому взрослые должны учить детей конструктивном проявления агрессивности. Буллинг - это не ситуативный проявление агрессии. Он является систематическим. И традиционно, этому есть несколько причин:

- патопсихологические особенности ребенка;

- отрицательный опыт модели семьи (насилие, оскорбления, контроль);

- эмоциональную боль, личная травма, одиночество и т.д.

В своей практике я встречалась также с противоположным эффектом, а именно, в ситуации, где проходил процесс буллинг, родители Булер выбрали позицию нападения - то есть определяли нападающего жертвой. Поэтому, возвращаясь к «подводного камня' »принятого закона, хочу подчеркнуть, что взрослым и детям нужно устанавливать рамки понятия буллинг и насилия, ведь, как говорится, - что слишком, то не здраво.

Настя Мельниченко, общественный деятель, председатель ОО «Студеная», одним из проектов которой стал видео-пособие , который учит учителей предотвращать и останавливать травли в школе:

По моему мнению, принятый закон о буллинг, который мог бы быть очень актуальным, в таком виде, как он есть, скорее может навредить.

Прежде всего, само определение того, чем является «буллинг», слишком широким. Ведь теперь под буллинг может попасть любой акт насилия, например, когда на перемене подрались ученики. Конечно, разовые схватки на перемене, и даже не разовые, это не все равно, что систематическое (повторяющееся, регулярное) физическое или психологическое преследование с целью унизить и утвердить свою власть. Чем, собственно, и есть буллинг.

Кроме того, первоначальное формулировки о буллинг как акт, происходит в «пределах образовательного учреждения», заменили акт, происходит между «участниками образовательного процесса». С одной стороны, это вроде бы хорошо, ведь буллинг может происходить не только в школе, но и вне школы, например, по дороге в школу или из школы. С другой стороны, теперь под буллинг можно подвести любую хулиганку, например, в общественном транспорте.

То есть при таких формулировок, как сейчас было принято, закон стал палкой, за которую может ухватиться любой и махать так, как ему или ей удобно. Я боюсь, что этот закон станет «замечательным» инструментарием для давления на «неугодных» учителей или выживание из школы «неудобных» учеников. автор (author): ARTROSTRA

(873 оценок, средняя 4,7 из 5)
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:


Насколько вредным может оказаться новый закон о противодействии буллингу