«Сейчас баба правит в доме». Как менялись образы женщин в советских плакатах
19.04.2024 От 'хозяйки' положения в ущерб для женского вида. Младший научный сотрудник отдела изобразительных искусств Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского Елена Донец исследует советские пропагандистские и рекламные плакаты. О том, как менялся образ женщины в произведениях советских плакатистов с десятилетиями и каким было идеологическое обоснование этих преобразований, ученая рассказала на лекции в столичном PinchukArtCentre. Мы расшифровали самое интересное из этого выступления.
Плакат, во-первых, очень близкий для меня, потому что я работаю в отделе изобразительных искусств. А во-вторых, советские идеологические, а особенно политические плакаты свидетельствуют о конструировании женского образа, которое происходило по всему Союзу.
В 20-е годы женщину изображали как хозяйку положения, от которой зависит будущее.
Плакаты строили на противопоставлениях - что было до революции и произошло сейчас. Мы видим, что для женщин готовили рай нового быта. Здесь и кухни, и стиральные машины - все, что, как мыслила советская власть, нужно для женского счастья. Был и специальный стиральный порошок, который, как уверял производитель, не портил ни руки, ни белье.
Плакаты изображали чистоту, порядок, ухоженных детей. Также изображали детские сады - объясняли, что женщинам не надо больше брать детей на работу.
На плакатах 20-х годов женщины возникают крепкими, пышными. Их ставили в центр композиции, на фоне женских демонстраций или строительства. Женщины настроены решительно.
Причем часто женщина стоит над народными массами. И не просто участвует в демонстрации, а открыто заявляет о своих правах. Есть случаи, когда женщин на плакатах изображали с платочками, связанными так же, как на картине 'Свобода, ведущая народ' художника Эжена Делакруа.
Мы видим женщин, которые читают или учатся читать на поле с ребенком. Это своего рода идиллия. Я обратила внимание, что на одной из работ женщина берет за руку мужа, а не наоборот - непонятно, это ошибка, или эмансипация.
Выпускали приложения газет, а работы художников использовали для агитации. Под изображениями в газетах публиковали редакционные стихи - вот, например, на русском языке:
Нынче баба правит в доме,
Баба правит в исполкоме.
Создатели такого редакционного листа выбирали такой стиль изложения, потому что думали, что усиливают 'народную тему'.
Выпускали в 20-е годы и женские журналы. На их страницах происходили дискуссии - например, какой быть женщине, когда она стала свободной, раскованной. В статье в журнале, который так и назывался - «Женский журнал», с 1926 года речь шла: 'Сегодня девушка с ребенком свободно заявляет о своем материнстве'. Статья подкреплялась иллюстрацией на тему 'Екатерины' Шевченко - авторы подчеркивали, что теперь женщина избегает подобного осуждения.
Один из плакатных сюжетов описывает советский суд. По сюжету, женщина требует от кулака алименты, показывает ребенка как 'вещественное доказательство'. И считает, что жизнь ее обеспечена. Тогда был принят закон об алиментах. За ним было неважно, женщина в браке - Если отцовство доказано, алименты должны начислить. Но не все было так просто: даже если суд приговорил алименты, не факт, что она их получит.
Плакатисты призвали, чтобы молодые пары сначала шли к врачам и проверяли здоровье, а потом уже в ЗАГС. Пугали страшными последствиями.
Интересно, что тогда же появляются на плакатах женщины-учителя. Раньше это была мужская профессия. Но постепенно мы видим все больше женщин-педагогов, женщин-наставниц.
На плакатах 30-х годов пропагандируется типаж женщины прочной, выносливой. Тогда становится популярной тема борьбы с врагом - внутренним и внешним. Женщина приобретает черты маскулинности.
Бытовые плакаты изображали женщин, которые пришли отдать детей в ясли. Если в 20-е годы аборты официально разрешались, то в 30-е их запретили.
Плакаты этого времени воплощают мнение, что женщина уже свободна, добилась всего, чего требовала. Количество женщин во власти, в управлении государством не играла роли. Символ женской свободы - то, что они не в платочках.
Но на передний план выдвигается тема семьи. Причем не семьи как-то интимного, а как 'семьи народов', 'семьи социальной' во главе с вождем. Вождь играет роль отца. Женщина становится зависимой, несмотря на то, что законы были приняты хорошие - они не работали.
Власти заявляли, что сталинская Конституция освободила женщину, превратила ее в активную участницу общественной жизни. Впрочем, присутствие портретов Сталина на плакатах напоминала без него женщина не может быть свободной.
Интересны изображения женщин вместе с техникой. На плакате конца 20-х годов видим женщину, которая только осваивает машину, она у руля. На плакате 40-х лет, женщина, больше похожа на мужчину, уже за рулем сельхозмашин.
В послевоенное время профессии педагога, врача становятся все более женскими, так мужчин не хватало. Типажи - женщина-мать, женщина-учительница, женщина-работница. Образы женщин становятся более традиционными, о какой активность уже не идет. Особенность плакатов в том, что здесь очень много текста, хотя плакат должен восприниматься мгновенно.
Женщин всегда с кем-то сравнивают: ты должна быть не просто хорошей, ты должна быть на кого-то похожа - на передовика производства и тому подобное. Сравнение, навязанный стереотип стали проблемой для женщин в последующие годы.
Плакаты призывали к материнству. Например, есть изображения женщин с 10 детьми, которым дали награду. Еще одна особенность - плакаты, посвященные выборам. В условиях однопартийной системы выбирать было не из кого. Поэтому на плакатах изображали не кандидат, а избирателей.
Плакаты 50-60-х годов посвящены роли женщины в семье. Женщина за покупками, за чтением партийной литературы вместе с мужем и детьми. И, конечно же, женщина-спортсменка. Известным лозунгом было 'Счастье в труде'. Советскую женщину изображали такой, что получает удовольствие от работы, а тех, кто ухаживает за собой, ведет праздный образ жизни, критиковали.
Если женщина не работала, но имела мужа и детей - это еще разрешалось. А если не было детей и не работала, ее считали дармоедкой. Если женщина была замужем, не имела детей и ей уже исполнился 21 год, должна была платить налог на бездетность. И мужчины тоже.
На одном из плакатов женщину, которая не работает, а сидит в поле и не работает, играет на гитаре, художник назвал 'пышной цацей'. Это считалось мещанством, общество такой типаж осуждало.
Государство заботилось, чтобы питание было здоровым. И неважно, были ли эти продукты в магазинах - реклама существовала. Был еще один интересный момент, на который хочу обратить внимание - плакаты конца 60-х годов. Но на них идет реклама экспресс-обедов со скидкой 10%, то есть таким образом облегчали труд женщин. На другом плакате - реклама кулинарных изделий домой. Государство показывала - она заботится о женщинах, чтобы женщина меньше тратила время на приготовление пищи. Идея 'убрать женщину с кухни' была воплощена даже в архитектуре. Все знают, какие кухни в хрущевках - очень маленькие. Была такая идеологическая политика - женщине нечего делать на кухне, для этого есть кулинария, заведения общественного питания.
Женщине-колхозницы на плакатах 40-50-60-х годов полные, грудастые, но сексапильными их не назовешь. На плакатах 70-х годов женщины-колхозницы помолодели. Пожалуй, изменились задачи, роль женщины, которую ей навязывала государство. Если раньше молодость считали глупостью, которая быстро проходит, теперь считалось: что чем младше женщина - тем больше она имеет шансов сделать профессиональную карьеру. автор (author): ARTROSTRA
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:
FAQ:
- 0. Почему видео частями и когда полностью?
- 1. Видео, трансляция недоступна в вашей стране. Что делать?
- 2. Плеер не запускается.
- 3. Трансляции постоянно тормозят, лаги и зависания при просмотре.
- 4. Начисление бонусов за комментарии (зрителям сайта TVARINA).
- 5. Как смотреть с компьютера? VLC-плеер +m3u8 плейлисты.