Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии

01.06.2020 Шестнадцать этнических групп проживающих в этой местности тысячи лет, но до сих пор сохраняют племенные обычаи, уклад жизни и внешний вид.

На дальнем юге Эфиопии, почти на границе с Кенией и Суданом, расположена река Омо.

Она тянется на сотни километров, превращая горячие полупустынные земли на зеленые саванны. Но природные ландшафты привлекают сюда туристов со всего мира, а жители этой долины. Шестнадцать этнических групп проживающих в этой местности тысячи лет, но до сих пор сохраняют племенные обычаи, уклад жизни и внешний вид. Чтобы зайти в гости к каждому из племен, понадобится неделя, а то и несколько - часть из них изолированы от крупных поселений и дорог. Мы же имеем лишь четыре дня, поэтому выбираем путешествие нижней частью Омо, где живут колоритные резиденты.

Самолет касается посадочной полосы в небольшом городке Джинко.

Здесь нет кинотеатров и торговых центров - только избушки, поля, местная школа и несколько гостиниц для туристов. Но раз в неделю, по субботам, городок заполняют тысячи людей. Все окружающие племена приходят на местный рынок: торговать продуктами и скотом или тратить деньги, которые они заработали на туристах. Рыночный день здесь считается особым событием еще и потому, что это лучшая возможность обменяться новостями и пригласить родственников и друзей на свадьбу или другое важное церемонию.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Но сегодня пятница, городок пустует, поэтому мы сразу садимся в внедорожники и направляемся к первому из племен.


Мурси

Мурси считаются воинственными и агрессивными, а еще весь мир знает их как странных людей с глиняными тарелками в нижней губе. Говорят, этот обычай Мурси изобрели в 15 веке, когда работорговцы массово забирали мужчин и женщин из поселений и продавали в портах северной Кении и Сомали. Тогда местные жители решили прокалывать девушкам нижнюю губу и деформировать ее, чтобы для угонщиков они казались некрасивыми и теряли свою ценность.
мурси
Так или иначе, со временем эта традиция получила кардинально иной смысл. Огромная тарелка в губе стала символом красоты. Матери начали прокалывать дочерям губу, чтобы показать, что те готовы к замужеству, и постепенно такая странность стала каноном красоты: каждая женщина хотела носить наибольшее тарелку, чтобы производить неизгладимое впечатление и выделиться среди девушек из других племен.

Впервые девушкам делают надрез в нижней губе примерно в возрасте 15 лет.

В губу вставляют небольшую палку, которую постепенно заменяют другой, большего диаметра. И через год-два девушка уже может носить глиняную тарелку, которую надевает чуть ли не ежедневно, пока не выйдет замуж. После бракосочетания тарелку надевают только по особым случаям -когда в семье имеют посетить гости или в праздничные дни. И в последние годы местные женщины часто носят тарелки для туристов, которые приезжают сюда, чтобы сделать экзотические фотографии.

Предприниматели Мурси изобрели целую схему: за каждое фото турист должен заплатить по 5 бирр (около 515 рублей) всем его участникам. Если фотографирует слишком долго и в разных локациях - то 10 бирр. Поэтому Мурси сразу же хватают посетителей за руки и требуют сфотографировать их. Больше с тем, теперь вместо утренних домашних дел все село украшает себя к приезду туристов: разрисовывает тело традиционным способом и мастерит реквизит. Некоторые даже надевают коровьи вожжи, потому что они колоритно выглядят на фото. Жители здешних сел превратились в настоящих стилистов и моделей, которые знают, как правильно позировать и в каких локациях выходят лучшие фото.

Здесь можно сделать тысячу фото, как с National Geographic, но постойте, где же подлинное человеческое общение?
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Нам удается перекинуться парой слов с одной из бабушек. Когда гид переводит для нее вопрос, она улыбается и крепко берет меня за руку. «Меня зовут Бангули, Бан-ю-ли!» - говорит она и медленно перечисляет имена своих пятерых дочерей и сыновей.

Бангули говорит, что ей 55 лет, хотя выглядит она на все 75. На самом деле никто из Мурси не знает своего настоящего возраста, да и зачем? Как это изменит жизнь Бангули?
мурси африка омо
Когда мы проводим слишком много времени с бабушкой, другие жители поселения начинают нервничать. Они начинают требовать, чтобы мы занялись делом - начали фотографировать их. Оказывается, Бангули живет совсем в другом селе и приходит сюда, чтобы подзаработать немного денег.
Дело в том, что с появлением туристов те поселения, которые живут ближе к дороге, стали зарабатывать огромные по местным меркам деньги. Со временем они оставили скот и пастбища, предпочитая посвятить весь день украшению себя для фотографий. Соседям приходить позировать не позволяют, поэтому им приходится работать гораздо больше и тяжелее. Видимо, для старушки Бангули сделали исключение.

Мы оставляем одно из найфотогеничниших племен мира с тяжелыми мыслями: что же, выходит, собственно туристы и фотографы и виноваты в том, как изменились эти люди? Возможно, лучше было вовсе не доставать камеру, а вместо того поговорить с местными? А кучу одинаковых фотографий женщин с тарелками в губах сейчас можно найти на любом фото-стоке.

Хамеры

Через 5 часов дороги наш автомобиль прибывает в город Турмы - сердца края, где проживает одна из самых многочисленных племен долины Омо, Хамеры. Их женщины известны своей красотой и ярко-рыжими тонкими дредами, которые они покрывают красной глиной. Один из обычаев Хамеров - жениться только с представительницами своего племени.
Хамеры африка
Мы входим в небольшое поселения как раз после дождя. Оно выглядит совсем пустым, и уже через 10 минут нас окружают дети, а потом из домов выглядывают и хозяйки. Одна из них приглашает нас к себе в гости. Изнутри ее дом выглядит еще скромнее, чем снаружи: глиняные стены, одна комната, одновременно служит гостиной, спальней и кухней. Девушка предлагает нам небольшие стульчики - полноценной мебели здесь нет, да они и не нужны, когда потолок так низко, не разогнешься в полный рост.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Она разжигает костер прямо в доме и ставит на него котелок с удивительной смесью - местный кофе. Настоящий кофе для местных жителей слишком дорог. Поэтому Хамеры готовят отвар из кофейнойшелухи. Хозяйка домика разливает напиток по калабасам, половинках местной тыквы, и протягивает нам. Пытаемся не думать, моют когда Хамеры посуду или нет.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Пока через гида мы общаемся с хозяйкой, в дом заглядывает молодая девушка. Жестами она показывает мне, что ехала на мототакси (это самый местный вид транспорта - общественного здесь нет) и упала с него. Показывает разбитое колено и замирает в немом вопросе - могу ли я что-то с этим сделать?
К счастью, в моей аптечке есть и перекись водорода, и мазь для ран. Мы идем к авто, где я под наблюдением толпы местных промываю колено и накладываю девушке повязку. Ничто не меняется на ее лице, даже когда я касаюсь воспаленной раны.

Женщины этого племени привыкли к физической боли, ведь у Хамеров существует целый ритуал, во время которого они сами просят мужчин выпороть их розгами. Его название - буллджампинг. Чтобы считаться мужчиной, каждому парню из племени необходимо четыре раза пробежаться по спинам 10-12 бычков и не упасть.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Чтобы продемонстрировать свою любовь и поддержку, женщины из семьи парня танцуют, поют и подбегают к мужчинам племени, требуя ударить их заточенной резкой сильнее. Шрамы, остающиеся после этого ритуала, становятся предметом гордости женщины и вызывают большое уважение у односельчан и ее мужа. Несмотря на то, что у Хамеров может быть до пяти жен, большое количество шрамов предоставляет женщине превосходство над другими.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Уже у выхода из деревни мы встречаем двух женщин, возвращающихся с поля. Их зовут Гади и Керо, они обе - первые жены. Об этом легко догадаться, потому что каждая из них имеет на шее специальное украшение вытянутой формы, некий чокер. Мы здороваемся, они рассказывают, что имеют по двое детей. Я спрашиваю, хотели бы они больше. Они краснеют, размышляют. «Да! Хотя бы пять » - весело отвечает Керо, и женщины идут дальше по своим делам.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии

Дассанеч

Наш путь лежит дальше на юг, до самого границы с Южным Суданом. Здесь становится невероятно жарко днем, на солнце температура достигает + 40С. Именно в этом регионе ученые нашли мумию одного из наших древнейших предков, возраст которой насчитывает около 1,6 миллиона лет. Этот край - настоящая колыбель человечества, и именно здесь живет народность Дассанеч. Это племя - одно из беднейших в долине Омо, но так было не всегда.
Дассанеч
Еще пятьдесят лет назад Дассанеч имели большие стада скота и мигрировали с ними между Эфиопией, Кенией и Суданом в поисках пастбищ. Но после установления четких государственных границ им запретили передвигаться на территории других стран.

Дассанеч были вынуждены осесть в долине Омо и частично стать фермерами.

Но в таком жарком климате выращивать овощи - невероятно сложно, к тому же у воды живут малярийные комары и мухи цеце, что кусают скот. Поэтому постепенно Дассанеч становились все беднее.
Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
Мы подъезжаем к одному из поселений, но добраться до него можно только на лодке. Домики в деревне сделаны из хаотично скрепленных палок и накрыты жестяных письмами и полиэтиленом - днем у них должно быть очень жарко и душно. Женщины сидят в тени и занимаются домашними делами, дети окружают нас и требуют сделать Селфи вместе. Просматривают фото, смеются и просят еще. Здесь уже никто не считает количество кадров.
Наш гид объясняет: «Мы увидели, какими жадными стали люди в других племенах, как они относятся к туристам. И решили сделать все по-другому. Теперь мы берем единовременную плату за фото и распределяем ее поровну между всеми семьями, даже между теми, которых сейчас нет дома. Мы хотим, чтобы люди радовались гостям и общались с ними! »

Неподалеку женщины строят дом - строительством тоже должны заниматься они. Девушек с детства приучают много работать. К тому же в возрасте семи-восьми лет каждая из них проходит ужасную процедуру обрезания - иначе всю жизнь ее будут называть парнем и животным и она не будет иметь права даже носить одежду, не говоря уже о нормальной жизни или женитьбе. И хотя все больше Дассанеч переезжают в города и отдают детей в школы, от традиции никто отказываться не собирается.

Жизнь женщины здесь - это тяжелый труд, уход за семьей и ответственность, отнюдь не удовольствие.

На обратном пути, укрывшись в тени отряда для коз, мы пьем из своих бутылок чистую свежую воду и осознаем, насколько этот мир далеко от привычного нам мира по бесплатной высшим образованием, электричеством, кондиционерами и пластиковыми карточками.

Четыре совета для тех, кто собрался в долину Омо:

Лучшее время для посещения долины, и Эфиопии целом - с ноября по февраль. Именно тогда в стране начинается сухой сезон и царит самая лучшая погода.
Теоретически вы можете посетить племена самостоятельно, но вам все равно понадобится арендованное авто с водителем, пропуски ко всем племенам и локальные гиды. Самый удобный вариант - присоединиться к организованной путешествия, такие можно найти в Аддис-Абебе или в интернете. Путешествие на три дня будет стоить от $ 350-400 на человека, включая гостиницы, входные билеты и транспорт.
Заранее подготовьте купюры в 5 бирр для оплаты фото, репеллент против комаров и дезинфекционную жидкость: мытье рук с мылом в таких местах - это роскошь.
Будьте готовы к приключениям и увлекательному путешествию к уникальному кусочку мира без календарей и мобильной связи в 21 веке!

(542 оценок, средняя 4,7 из 5)
Важно: путешествуем за границу, готовим документы Важно: путешествуем за границу, готовим документы
Как устроен «черный ящик»? 2020 версия Как устроен «черный ящик»? 2020 версия
Понадобится почти сто лет для достижения мирового гендерного равенства Понадобится почти сто лет для достижения мирового гендерного равенства
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:


Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
  • Блог
  • 542
  • 29.04 19
  • Изолированное гостеприимство и красота на грани уродства: история о встрече с племенами Эфиопии
×