Новый подход к детям: Что такое Реджио-педагогика

26.04.2024 Что такое «Реджио-педагогика» и как она может быть полезной родителям при формировании у детей навыков обучения и чтения, рассказывает директор департамента детской литературы издательства «Ранок» Наталья Коваль.

О Реджио-педагогике я узнала случайно, рассматривая альбом с художественными произведениями детей. Меня заинтриговало и название, и сам подход. Поэтому я решила больше узнать о сути педагогики и как она может быть связана с книгами и развитием ребенка.

Больше об истории создания, философию Reggio Emilia approach, как этот подход называется в мире, вы сможете почитать на многочисленных сайтах, написав в поисковой системе «Реджио-педагогика». Я остановлюсь на своих ощущениях и впечатлениях, что меня захватило в Реджио.

Концепция «100 языков ребенка»

У детей от рождения сотни способов выражаться, познавать мир и создавать. Задача взрослого - не отобрать ли возможности говорить этими разных языках.

Почему учителя не могут заинтересовывать детей предметом? Почему учителя не могут заинтересовывать детей предметом?
Рожденные читать: Как выбрать книги для самых маленьких Рожденные читать: Как выбрать книги для самых маленьких
Парентификация: Когда в семье ребенок играет роль взрослого Парентификация: Когда в семье ребенок играет роль взрослого

Простой пример из моей бытовой жизни. Как обычно выполняются задачи в тетрадях на печатной основе? Ручкой или карандашом. А если ребенок не любит рисовать-соединять? Ему просто неинтересно таким образом, что делать? Прислушиваться к речи ребенка. Что я и сделала и обнаружила, что моему ребенку (в то время) интересно вырезать и складывать.
Мы успешно изучали математику, логику, учились читать через вырезания и сборки. Ребенку было интересно во время наших домашних занятий, мне было легко. Вместе нам было хорошо. Вот и главный принцип - ребенок должен чувствовать себя комфортно и свободно в способах выражения. Писать мы начали потом, когда к этому проснулся интерес. И ребенок снова же об этом сказал действиями, интересом.

Креативность

Выполнение привычных действий не так, как это делалось всегда. Действительно очень интересно что-то привычное сделать по-новому. Однозначно вы получите новые ощущения, эмоции, а значит - больше для себя возьмете. Потому что мы запоминаем то, что проживаем.

Опять же, пример. Как вы обычно читаете книги с ребенком? Вы садитесь, раскрываете книгу, ребенок рядом тоже садится, слушает, да? Как часто вы читаете, а ребенок при этом играет, прыгает, бегает? Читали ли вы когда-нибудь, создав предварительно атмосферу чтения: добавили в окружение новых предметов, посадили игрушек-слушателей или всех членов семьи в круг, зажгли в центре свечу (свет при этом выключать не обязательно).

А еще после чтения мы создаем свой рассказ. Это тоже придумал мой сын, еще в 3 года, когда мы только начинали знакомиться с книгами-картинками. Мы находили среди игрушек того или тех, кто, по мнению ребенка, похожий на героя книги и с ними малыш рассказывал историю...
Это были невероятные минуты. Так же мы играем в книжные лабиринты. Сын выбирает две игрушечные фигурки, всегда они разные, потому что среда лабиринтов тоже разное. Одну берет себе, вторую дает мне, и мы соревнуемся, кто из фигурок преодолеет быстрее. И тоже придумываем историю. Продолжать можно много. Творите свое пространство, меняйте его. Иногда для этого достаточно добавить одну новую деталь.

Тематические библиотеки

Вы сразу подумали про большой книжный шкаф с полками до потолка? Речь о другом. Как научить ребенка выбирать? Давать ей возможность для выбора . Вот об этом и речь. Вы подбираете несколько книг - от 3 до 5 - на какую-то тему, о каком персонаже, или с какого-то способа исполнения (если это развивающие тетради или альбомы), или по какой-то активности - здесь множество направлений.
И кладете на столик ребенка. Обязательно малыш на это обратит внимание, разложит все книги и выберет ту, которую захочет посмотреть что-то в ней выполнить. Ваша задача - включиться в выбор. НЕ убеждать, а поддержать, продолжить говорить с ребенком на его языке.

Меняться набор может еженедельно, ежемесячно. Причем не полностью, с добавлением чего-то одного-двух. Сейчас прекрасное выбор книг по различной цене, разных категорий. В конце концов, вы можете даже сами сделать книгу вместе с ребенком. Как вам здесь подсказать ей об этом? Оформите пространство фотографиями ребенка, цветной бумагой, ножницами, клеем, фломастерами, обычным альбомом для рисования.

Творческое пространство

Скажите ребенку «сделаем сегодня нашу книгу, хочешь, она будет о тебе?». Если ребенок откликнется, создавайте книгу его приключений. Расклейте фотографии, подберите подписи, чтобы в конце сложилась целостная история. Оформите рисунками. Если ребенок захочет сделать книгу о другом, идите в этом направлении.

Эстетическое пространство необходимая составляющая Реджио. Ребенка должны окружать красота и цвет. Если бы не было трудно с жилой площадью, найдите для ребенка его уголок и пусть он будет красочным, веселым и открытым для творчества. Там всегда в открытом доступе должны быть краски, альбом для рисования, карандаши, цветная бумага, пластилин и любые другие творческие инструменты, природные материалы (сухие листья, цветы, палочки, орешки и т.д.), чтобы у ребенка была постоянная возможность наслаждаться минутами творчества . Творчество развивает внутренний мир личности, позволяет ему открыться. Для детского гармоничного развития это очень важно.

Свобода и правила

В Реджио-педагогике нет устоявшихся расписаний и фиксированного режима. Спонтанность - один из приемов организации развивающего обучения. Мы идем по любопытством, готовностью ребенка. Правда, для этого педагог должен быть «вооружен» арсеналом различной наглядности и способов работы с ней. Как говорят в театральной сфере - к импровизации надо готовиться. Нечто похожее и здесь.
Но мы можем и подсказывать ребенку направление, давая как выбор из альтернатив. И объявлять правила, о которых нужно договориться. Правила, как мы приходим к общему мнению, как мы выполняем работу, как мы общаемся в коллективе. Хорошо, если эти правила как-то нарисованы, обозначенные на видном месте. Когда возникает новое правило, либо меняется старое - обязательно объясняем ребенку, почему и для чего.

Ребенок от рождения талантлив и уникален. Ребенок - личность, заслуживающая уважения и внимания. Ребенок рождается с жаждой познания мира. Давайте же ее в этом любить и поддерживать! автор (author): ARTROSTRA

(1363 оценок, средняя 4,7 из 5)
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:


Новый подход к детям: Что такое Реджио-педагогика