Как легко воспитать оптимиста в собственном ребенке?

25.04.2024 Я не могу, не умею, не знаю, не справлюсь. Так иногда думают и дети, и взрослые. Но когда такая жизненная позиция наблюдается в сложившейся личности человека, это - выученная беспомощность и она бывает следствием неправильного воспитания. Как этому помочь, рассказывает психолог, травмотерапевт, emdr-специалист Екатерина Габриель.

С феноменом «выученной беспомощности» (далее ВБ) я ознакомилась теоретически во время учебы в университете. А вот непосредственно, как говорится «в лицо», с изученной беспомощностью у детей и взрослых встречаюсь почти через два-три клиентские случаи. Итак, поговорим о том, как родители могут формировать ВБ в собственных детей.

Как открыли изученную беспомощность

В середине 60-х годов 20 в. двое американских ученых (М. Селигман и Р.Соломон) в стенах психологической лаборатории университета Пенсильвании провели ряд экспериментов на собаках. В основе этих исследований были идеи российского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак.
В чем суть: Селигман изучал формирование условного рефлекса страха за звук высокого тона. Причем высокий тон подкреплялся ощутимыми ударами электрического тока. Оба ученые прогнозировали, что собаки, которые были помещены в коробки, во время звуковых сигналов будут выбираться из коробки, чтобы избежать тока.

Заявление китайского исследователя о рождении генетически модифицированных детей вызвало возмущение ученых Заявление китайского исследователя о рождении генетически модифицированных детей вызвало возмущение ученых
Почему происходят расстройства пищевого поведения у подростков Почему происходят расстройства пищевого поведения у подростков
Ради детей: Почему не стоит оставаться в браке, если отношения испорчены Ради детей: Почему не стоит оставаться в браке, если отношения испорчены

Не знаю были ученые они удивлены, но собаки вместо того чтобы бежать из коробки, оставались внутри, прижимались к стенкам и скулили. Помощь Селигман дал такое: поведение собак связана с прошлым опытом, если раньше собаки не могли уйти из ящика и при этом получали весьма чувствительны удары током. Собаки просто привыкли к неизбежности ударов электрическим током и поняли, что никак не могут влиять на ситуацию. Как следствие, синдром выученной беспомощности был сформирован у собак на основе прошлого негативного опыта и получения настоящего.

Как люди приучаются к беспомощности

Изучение идей Мартина Селигмана продолжалось на протяжении многих лет и феномен ВБ нашли и среди людей. Так немецкий психолог Юлиус Куль предложил выборке студентов решить задачу, не имела логического развязку (конечно, студенты об этом не знали). После ряда неудач и напрасно потраченных часов студенты отчаивались в собственных интеллектуальных способностях, большинство из них испытывали тревогу и отчаяние, самооценка снижалась и, как следствие, симптом ВБ был вновь подтвержден.

Про оптимистов и пессимистов

Такое достаточно «попсовое» разделение людей на оптимистов и пессимистов, оказывается, имеет научное основание. Годами позже, тот же Мартин Селигман исследовал феномен сознательного оптимизма. Ученый условно разделил людей на 2 группы - оптимистов и пессимистов. Пессимизм формируется как следствие ВБ, потому что люди-пессимисты время от времени попадали в неблагоприятные, сложные жизненные условия и не могли найти выход из ситуации.
Поэтому, каждый раз оказываясь в подобных негативных условиях, они теряли веру в положительный выход и отчаивались в своих силах. Селигман отмечал, что именно в основе пессимизма заложено ощущение собственной беспомощности и невозможности влиять на ход событий, бесконтрольность собственной жизни. Пессимисты уверены и верят в то, что проблемы и трудности будут сопровождать их всю жизнь, при этом они привыкают винить себя.

Как выученная беспомощность формируется у детей

Я вижу из моей практики, что у взрослых и детей выученная беспомощность проявляется несколько по-разному. Скорее всего, тот, кто чувствует «беспомощность» с самого детства, будет признаки этого состояния в течение взрослой жизни (привет, созависимые отношения!). Отмечу еще, что изученную беспомощность у детей формируют, или помогают сформировать, родители, близкое окружение, педагоги. Итак, признаки выученной беспомощности у детей

1. «У меня не получится! Я не могу! (рисовать, вырезать, одеваться, есть суп, решить задачу).

2. «Я никогда не выучу стихотворение, английский, математику, играть в футбол, кататься на велосипеде' и т.д.

3. «Не хочу, не буду» - это производная реакция от «не могу». Ребенок, отчаявшаяся в своих умениях, обязательно захочет защититься от гнетущего осознание недостаточности - «я неудачник, я не такой как все ...». Поэтому, скорее и безопаснее сразу сказать «не хочу» - так и вопросов от взрослых меньше, и объяснять ничего не нужно.

4. «У меня всегда так» - это оправдание любой (даже небольшой) неудачи.

Возвращаясь к экспериментам Селигмана: феномен был обнаружен у взрослых собак, но ученый продолжил наблюдения и понял, что у щенков (потомства), которые принимали участие в эксперименте, также прослеживались симптомы ВБ. То есть получалось так, что взрослые родители-собаки как бы «приучали» свои щенков к ударам судьбы: удары тока, которого можно было избежать, щенки покорно выдерживали.

«Задача каждого ребенка - получить от любящих родителей« прививки от страха »привычку уверенно и бесстрашно смотреть в лицо трудностям и возможным неудачам», - так пишет Селигман в своей книге «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера ».

Как воспитать оптимиста

У людей та же история - родители формируют изученную беспомощность у детей. Как это происходит? Начнем с возрастных кризисов и задач, которые должны решить самостоятельно дети во время своих личных кризисов. Дети по своей природе очень инициативные и пытаются изучать все самостоятельно. Впервые, когда родители слышат знаменитое «Я сам!», Нужно дать возможность это сделать.
Основная потребность и задача ребенка - исследовать, изучить окружающий мир, непосредственно происходит через манипуляции с предметами. Если взрослые чрезмерно опекают, оберегают от окружающего мира, то ребенок не удовлетворит в достаточной мере свои нужды. Поэтому, как следствие, появляются безынициативность, беспомощность. И хочу подчеркнуть, что это касается как мальчиков, так и девочек - пожалуйста, не разделяйте на «традиционно мужские» и «женские» захвата ваших детей! То есть,

Когда вам, дорогие мамы и папы, хочется поскорее завязать шнурок, одеть колготки, собрать в школу рюкзак (сделать что-то вместо ребенка) - остановитесь, вдохните-выдохните и вспомните о своих делах. Научите своего ребенка тому, что она может обратиться к вам за помощью, но задачу вместо нее вы не сможете выполнить. Все трудности ребенок должен преодолеть самостоятельно, только тогда у нее будет формироваться чувство компетентности, ощущение Я-могу, Я-знаю, Я-сделаю, а если я не справлятимусь, то мама или папа придут на помощь. Подготовьте ребенка к взрослой жизни, а не живут вместо нее. Селигман считал, что формирование ВБ у детей заканчивается около 8-ми лет, а дальше может остаться на всю жизнь.

Советы для родителей


Неудачи неизбежны. Помните о том, что ваш ребенок, так или иначе, столкнется с неудачами. И успех решения этих неудач будет зависеть от того, как вы ее подготовите к этому. Здесь вам пригодится правило четырех шагов:

1. Сперва я показываю как.
2. Далее мы делаем вместе.
3.Ты делаешь сам, а я рядом.
4. У тебя получается самостоятельно.

Нет гендерным стереотипам. Не надо разделять увлечения ребенка на «девчачьи» и «мальчишечьи» - дайте ребенку возможность заниматься различными видами деятельности, даже если это не «мальчиковое дело».

Привычка - не приговор. Когда же вы уже привыкли (а также ваш ребенок) к тому, что вы выполняете большинство дел по ней, то попробуйте постепенно возвращать ответственность ребенку. Подождите, пока ребенок пойдет дело самостоятельно. Похвалите его за выполнение (или даже за попытку). Если вы сталкиваетесь с очередным «Не могу!», - взбодрит и спросите: «Как я могу тебе помочь?» Конечно, сообщите о последствиях, если задача решаться не будет. И опять таки - верните ответственность ребенку.

Выдержка и спокойствие. Рефлекторное желание помочь своей кровиночке вложит у каждого отца и мать на бессознательном уровне. Родителям достаточно сложно справиться с импульсом помощи и спасения ребенка. Когда вы реально оцениваете ситуацию и понимаете, что с этим ребенок может справляться самостоятельно - вдыхаем и выдыхаем и вспоминаем предыдущий пункт.

Развитие. Расширяйте жизненный опыт собственных детей, показывайте пример личной деятельности и решения задач. автор (author): ARTROSTRA

(1289 оценок, средняя 4,7 из 5)
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:


Как легко воспитать оптимиста в собственном ребенке?