Как помочь ребенку выбрать свою профессию?
28.12.2024 Мы живем в мире, где профессии быстро рождаются и умирают, дипломы вузов не гарантируют трудоустройства, разрыв между реальным запросом работодателей и программами обучения увеличивается, и само слово «профессия» устаревает как понятие. Неопределенность стала нашим постоянным партнером и спутником. Вопрос профориентации вызывает тревогу у родителей и подростков.
Как психолог я много лет помогаю детям с их профессиональным выбором. Кроме того, как мама двух сыновей, есть родительский опыт наблюдения за их профессиональным самоопределением. Он был разным и непростым, в частности, старший сын трижды менял направление обучения, пока не нашел любимое дело в возрасте 19 лет, младший определился в 15, что позволило ему уже в 20 начать работать по специальности.
И здесь возникает одна из первых проблем - убеждение , что все подростки должны определиться одновременно в возрасте 16 лет - этого требует общество, которое до сих пор по инерции видит профессиональный путь линейным: садик, школа, институт, завод (работа)... До сих пор эта стереотипная цепочка заставляет большое количество подростков прыгать в университеты сразу после школы, не осознавая зачем, тратя свои продуктивные годы на получение иногда только одной ненужной навыки - скачивание рефератов.
Каждый ребенок уникален и важно с уважением относиться к ее индивидуального пути. Для одних понимание интереса к профессии приходит в 10 лет, для других в 16, но абсолютно нормально определиться к первой профессии в 21 понимая, что профессия может меняться несколько раз в течение жизни.
Вторая проблема - это советы родителей . Они поделили профессии на те, которые обеспечат достойный заработок или не обеспечат, опираясь на собственный опыт. И здесь важно понять, что впервые в истории мы, родители, не имеем права давать советы по профессий будущего, ведь быстрые изменения делают наши советы бесполезными или даже вредными. Мы не можем гарантировать, что те же профессии, на которые есть спрос у работодателей сейчас, будут востребованы в будущем.
Третий аспект - это противоречие, которое я наблюдаю. С одной стороны, родители жалуются на детей, когда те не могут определиться с профессией, но с другой, мы, взрослые, через институт школы и отцовства еще не научились прислушиваться к собственному мнению ребенка. Когда я даю задание родителям определить несколько вещей, которые их дети делают хорошо и с удовольствием, каковы их особенности, способности, многих это ставит в тупик.
И причин здесь много: в одних родителей мало времени наблюдать за детьми, другие слишком сфокусированы на оценках и не замечают, что происходит во внешкольной опыте, другие обесценивают те занятия, которые детям нравятся, считая их недостаточно серьезными.
Нам важно осознать, что впервые в истории, выбирая профессию, молодежь имеет право спрашивать себя «а чего хочу я?» И учитывать это при принятии решений. Прошлые поколения создали для этого предпосылки, но они чаще задавали себе другие вопросы: какую профессию родителей я подражать, что меня прокормит, чего требует власть, партия, общество? И тут я вижу конфликт времен: в школьной программе до сих пор нет предмета под названием «который Я», методики преподавания и коммуникации до сих пор включали мало вопросов «а что ты думаешь?», «А что ты чувствуешь?», «А что тебе нравится? », то есть вопросов, направленных на осознание себя. Большинство вопросов мы ставим детям только по фактам.
Современная среднестатистический ребенок выбирает среди школьных предметов и профессий, которые ей известны из ближайшего окружения, и этот выбор ограничен. Но парадигма выбора профессии в 21 веке изменилась: мы отойти от директивного направления детей до предоставления им больших прав по своему выбору, на расширение возможностей и альтернатив.
Как им помочь в этом?
Представьте себе два круга, которые пересекаются между собой. Одно из них это мир Я, другое внешний мир - современные профессии. На пересечении образуется пространство выбора, ведь ребенок должен выбирать профессию, которая соответствует ее особенностям и одновременно должно быть востребованной во внешнем мире. И я бы предложила родителям сфокусироваться на расширении этих кругов, чтобы ребенок выбирал из большего количества альтернатив.То есть, во-первых, интересоваться мнением и чувствами ребенка по тем или иным занятиям и ситуаций, учить ее прислушиваться к себе, искать ответы внутри, фокусировать свои вопросы на самосознании. автор (author): ARTROSTRA
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:
FAQ:
- 0. Почему видео частями и когда полностью?
- 1. Видео, трансляция недоступна в вашей стране. Что делать?
- 2. Плеер не запускается.
- 3. Трансляции постоянно тормозят, лаги и зависания при просмотре.
- 4. Начисление бонусов за комментарии (зрителям сайта TVARINA).
- 5. Как смотреть с компьютера? VLC-плеер +m3u8 плейлисты.