Белорусские выборы: о тактике Лукашенко, надежде на оппозицию и бессмертии режима

08.05.2024 Предвыборная кампания 2020 года вдохновляет вспомнить идеи известного белорусского политолога Виталия Силицкого, скончавшегося ровно девять лет назад. Виталий Силицкий имел докторскую степень по политологии в Университете Рутгерса, был первым директором Белорусского института стратегических исследований (BISS), участвовал в международных исследовательских проектах и был опубликован в многочисленных англоязычных публикациях.
В своих «Путь от тирании», «Отложенная свобода» и многих других научных публикациях Виталь проанализировал белорусскую политическую систему в глобальном контексте и рассмотрел возможности ее трансформации. Сегодня, когда большая часть белорусского общества возродила надежду на такую трансформацию, идеи Виталия Силицкого снова стали чрезвычайно актуальными.

Авторитарные режимы: манипулировать или подавлять

Силицкий предложил рассматривать электоральные авторитарные режимы в зависимости от модели взаимодействия правящих элит с политической и социальной оппозицией. По его мнению, существуют две формы такого авторитаризма - манипулятивный и превентивный.

Манипулятивные режимы предоставляют некоторую свободу диссидентам и репрессируют только крупные события, которые непосредственно угрожают режиму. Превентивная стратегия состоит в том, чтобы попытаться предотвратить появление противников посредством административного и политического контроля над деятельностью даже небольших и неполитических инициатив.

Сам Силицкий считал белорусский политический режим в 1994-2011 гг. превентивным. Однако сегодня белорусские власти достаточно эффективно комбинируют обе стратегии, чередуя их в зависимости от ситуации.

Выборы без выбора

Выборы как демократическая процедура, позволяющая распределить власть между политическими силами, пользующимися наибольшей поддержкой народа, выполняют различные функции при автократии. При авторитарных режимах власти рассматривают выборы как способ узаконить власть. Поэтому, несмотря на способность действующего президента выиграть честные и прозрачные выборы, белорусские власти давно включили превентивную стратегию, которая поддерживала стабильный режим на протяжении десятилетий.

Силицкий отметил, что в отличие от выборов при манипулятивных режимах, которые допускают определенную степень конкуренции и реальной борьбы, превентивный авторитаризм предполагает проведение выборов, ход и результаты которых известны заранее. Таким образом, процедура выборов, которая обычно является показателем демократии, становится инструментом для легитимации авторитарного правления.

Чтобы обеспечить «убедительную» победу на выборах, политический режим регулярно организует «превентивные забастовки», направленные на слабых игроков. Это позволяет «убирать» общественное пространство при поддержке государственной пропаганды, учебных заведений и административного аппарата.

Превентивная стратегия направлена на деморализующее психологическое воздействие на политическую и социальную оппозицию. Это помогает контролировать избирательный процесс, которому дискредитируются лояльные кандидаты или маргинальные оппозиционеры, дискредитируемые превентивным режимом в глазах широкой общественности.

Поэтому игра выбора, - писал Силицкий, - это игра по правилам режима. Но пример кампании 2020 года показывает появление тех, кто желает попытаться изменить правила игры, судей или самих игроков.

Режим чрезмерно смягчен?

После 2015 года, с освобождением большинства политических заключенных и ослаблением давления, Беларусь перешла к модели манипулятивного авторитаризма.

Белорусский режим надеялся, что эффективные превентивные меры, которые применялись в течение 20 лет, достигли своей цели - максимально ослабить оппозицию.

В последние несколько лет власти использовали поэтапную реакцию на оппозицию и нерентабельную деятельность режима, что скорее указывает на черты классического манипулятивного самодержавия, по мнению Силицкого.

При таком формате политического режима могут возникнуть предпосылки для передачи власти во время выборов. Такая возможность, однако, реализуется только тогда, когда в момент решающей политической битвы одновременно действуют несколько факторов - чаще всего, когда падение популярности и внутренняя жесткость режима усугубляются неожиданным, непредсказуемым и неучтенным ростом силы и единства оппозиции.

Именно определенные проявления вышеупомянутых причин заставили белорусский режим срочно вернуться к превентивной модели в преддверии выборов 2020 года. Задержания потенциальных кандидатов и их команд , политических и гражданских активистов, обыски и пропаганда в государственных СМИ свидетельствуют о стремлении властей как можно скорее исправить «ошибку» - появление сильных противников в политической сфере, которые неожиданно получили сильную поддержку режима.

1 июля 2020 результаты голосования поправки в Конституцию 1 июля 2020 результаты голосования поправки в Конституцию
Выборы 2020 в Беларуси: черные лебеди для Лукашенко Выборы 2020 в Беларуси: черные лебеди для Лукашенко

В то же время вся предыдущая работа по созданию прекрасной картины для Запада, которой белорусский МИД успешно «продавал» постепенную либерализацию Беларуси в последние годы, была сознательно принесена в жертву. Учитывая, что был выбор между поддержанием хороших отношений с Западом и сохранением собственной власти любой ценой, режим выбрал последнее без колебаний. Поэтому в случае дальнейших репрессий со стороны белорусского руководства против политических оппонентов высшие эшелоны могут получить новые политические санкции со стороны западных демократий.

Что Силицкий скажет о тактике Лукашенко, надежде на оппозицию и бессмертии режима?

Социальные сети не играют по правилам.

Силицкий отметил, что Лукашенко понимает потребности своей аудитории и обращается к широкой публике на их языке. Однако поддержка масс сильных противников Лукашенко на этапе сбора подписей за регистрацию кандидатов в 2020 году показала, что президент больше не понимает потребностей своей аудитории, как это было раньше. Сегодня белорусы более склонны понимать сообщения, приходящие от Виктора Бабарика или Сергея Тихановского.

В дополнение к использованию популистской риторики, направленной на среднего белоруса, режим Лукашенко опирался на экономическую модель, которая долгое время «обеспечивала приемлемый уровень жизни в обмен на лояльность и пассивность». В 2020 году такой общественный договор обнажил свои недостатки - приемлемый уровень жизни, подорванный обнищавшими регионами, пандемия, падение цен на нефть и напряженные отношения с Москвой , а также развитие социальных сетей, которые обеспечивали доступ к альтернативной информации и стали платформой для растущей критики Лукашенко. Появление неожиданно популярных новых противников Лукашенко.

Ранее превентивные методы были сосредоточены на оффлайн-активизме и частично игнорировали интернет-сообщество, так как возможность мобилизовать интернет-сообщество для оффлайн-протестов показалась властям нереальной.

Появление множества блогов и каналов «Телеграммы», спонтанность и децентрализация мысли оппозиции значительно поколебали позиции Лукашенко в белорусском информационном поле. Тем временем, режим разрабатывает стратегию реагирования на протестные сегменты социальных сетей путем назначения сотрудников правоохранительных органов на ответственные должности. Например, новый министр информации немедленно объявил, что будет стремиться ограничить публичный доступ к информации, которая «вредит государству ».

Пять советов белорусской оппозиции от Силицкого

Белорусская оппозиция долгое время занималась «убеждением убежденных». Это было связано с эффективными превентивными ударами системы с целью дискредитации оппозиции и внутренних конфликтов оппозиции. Успешная мобилизация общества во время сбора подписей в мае-июне 2020 года свидетельствует об определенных изменениях, которые частично совпадают с рекомендациями Силицкого, изложенными более 10 лет назад.

Силицкий полагал, что белорусская оппозиция не должна полагаться исключительно на расширение национального самосознания, поскольку официальный дискурс полностью дискредитировал ее как проявление «фашизма и западного господства». Однако, в то же время, национализм называют одной из предпосылок государственного строительства.

Возможно, это просто совпадение, но в этой избирательной кампании мы не видим кандидатов с четкой национальной позицией. Более того, некоторые из сильных противников Лукашенко (например, Бабарик) не боятся озвучивать тезисы о возможной еще более тесной экономической интеграции с Россией .

По словам Силицкого, успех оппозиции будет зависеть от возможности:

1. по возможности игнорировать угрозы режима;
2. расширить оппозиционную деятельность и общественность;
3. Участвовать в избирательных кампаниях для пропаганды альтернативного мнения и привлечения внимания к нарушениям;
4. поддерживать дух сопротивления через неполитические проекты в межвыборный период;
5. увеличить стоимость репрессий для режима путем мобилизации общественных протестов или давления со стороны международных субъектов.

Сегодня мы видим, что, несмотря на сильное давление и насильственные задержания , люди все еще активно приезжают в разные города, чтобы поставить свои подписи за кандидатов от оппозиции. Насколько активными будут граждане во время следующей избирательной кампании, пока неизвестно. Нет никаких сомнений в том, что власти попытаются запугать как можно больше людей и дискредитировать самых опасных своих противников.

Также сомнительно, сможет ли протестное сообщество преобразоваться в новые оппозиционные движения и обстановку весной и в начале лета этого года, чтобы мобилизовать новых сторонников перед лицом серьезного давления со стороны властей.

А что после 9 августа 2020?

Белорусские власти целенаправленно работают над тем, чтобы обеспечить «красивую» победу в первом туре президентских выборов. Можно с уверенностью предсказать, что жесткие превентивные меры против оппонентов режима будут продолжаться не только до августа, но и по инерции и в течение некоторого времени для обеспечения возврата к полной «стабильности» режима.

По словам Силицкого, автократы, которые стали свидетелями падения своих менее осторожных коллег, которые стремились сохранить свой режим преимущественно манипулятивными средствами, будут использовать полученный опыт, чтобы каждый раз наносить новую серию превентивных ударов.

Значит ли это, что такие режимы могут быть вечными? Нет! Такие режимы также могут быть трансформированы, но, скорее всего, только в результате кризиса преемственности власти или общего краха их инфраструктурного потенциала, что лишает режим возможности сохранять свои репрессивные возможности.

Тенденция, присущая этим режимам, отрицать возможность «другого выхода» может спровоцировать бурную реакцию в ответ, которая определит процесс изменений.

Приведут ли эти изменения к демократии? Не факт. По словам Виталия Силицкого, «если политическая альтернатива уже была уничтожена превентивными забастовками, вероятность того, что такие изменения будут возглавляться демократической оппозицией, намного меньше, чем в ходе избирательных преобразований». Таким образом, даже если превентивные автократические режимы рушатся, они находятся на пути более взрывной и насильственной трансформации в институционально неконсолидированные, «хрупкие» режимы. Этот путь несравнимо реже приведет к переходу к демократии ».

После 9 августа и белорусские власти, и белорусское гражданское общество должны будут научиться жить в новой реальности. Власти не смогут обеспечить хоть какую-то наглядность «общественного договора» и экономического роста только путем превентивного давления в течение длительного времени. В свою очередь, радикализация общественного мнения в этом году может привести к появлению новых оппозиционных институтов и центров, которые попытаются воспользоваться уроками кампании 2020 года для подготовки к следующей избирательной кампании. автор (author): ARTROSTRA

(962 оценок, средняя 4,7 из 5)
Любите смотреть ТВ бесплатно в прямом эфире? Добавьте в закладки CTRL D или сохраните в соц.сети эту трансляцию:

FAQ:


Белорусские выборы: о тактике Лукашенко, надежде на оппозицию и бессмертии режима